Sidebar




Принято считать, что Германия, Франция, Италия и другие государства Западной Европы мононациональные, а Россия — многонациональное государство.

В действительности, констатация многонациональности России есть производная уважения русских к национальным меньшинствам. Процент в России государствообразующего этноса не меньше, чем в странах, считающихся мононациональными, так, например, во Франции количество французов колеблется в районе 85-90 %. Более того, понятие государствообразующей нации для большинства европейских стран применимо с большой долей относительности.

Сегодня часто приходится слышать, что мы во всем отстаем от Запада, что русские в отличие от западноевропейцев даже не сформировались как нация. История, а не идеология говорит об обратном. Русские - одна из самых зрелых наций в Европе, а европейские нации оформились лишь в 19 – 20 столетии. Ещё в XIX веке немцы разных областей с большим трудом понимали друг друга, поэтому германский канцлер Отто фон Бисмарк удивлялся, как это русские говорят на одном языке:

«русский народ весь целиком говорит на одном и том же языке, начиная от Крымского полуострова и до глубины Сибири. Я совершенно не понимаю, каким образом народ, занимающий такое громадное пространство … может с такой чистотой говорить на языке, грамматика которого так же запутана, так же исполнена тонкостей, как и грамматика языка Демосфена или Фукидида»

У французов существуют абсолютно разные диалекты. Помимо французского языка на юго-востоке Франции существует франкопровансальский язык, гасконский язык распространен в Гаскони.

Итальянцы севера и юга с большим трудом начали понимать друг друга лишь в 20 столетии. В Италии также существует несколько диалектов: тосканский (на его основе создан литературный язык), неаполитанский (на нем звучат очень многие всемирно известные итальянские песни). Существует еще сардинский язык, эмилиано-романьольский язык, а также венецианский, лигурийский, корсиканский, пьемонтский, сицилийский диалект, последний нередко признается учеными самостоятельным языком.

В Германии официальным литературным языком и языком делопроизводства является немецкий язык. Наряду с этим население использует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты. А в качестве регионального используется нижнесаксонский язык, признанный 1994 г. ЕС самостоятельным языком.

Коренное население Швейцарии составляют 4 этнической общности: германо-швейцарцы, франко-швейцарцы, итало-швейцарцы и ретороманцы. А государственными языками являются сразу три языка – немецкий, французский, итальянский. Ретороманский язык имеет статус национального.

В Испании официальный язык — кастильский диалект испанского языка. Но в Каталонии используют каталонский язык, в Галисии – галисийский, свой диалект в Валенсии.

Мы еще будем говорить о якобы существующем монголоидном элементе русской нации. Сейчас же обратим внимание на то, что антропологически народы Европы, мягко говоря, не гомогенны. Например, с антропологической точки зрения, португальцы являются смешанным народом, будучи потомками иберов, кельтов, римлян, германских племен и мавров. То самое можно сказать и об испанцах. Антропологически северные итальянцы и южные итальянцы – разные расы, то же самое можно сказать, и о северных и южных французах.

Обратим внимание, что речь не идет том, что тысячелетия назад в этногенезе европейских наций участвовали разные племена. Нет. Речь о сегодняшнем дне. Эти нации на сегодняшний день — совокупность разных антропологических групп, разговаривающих на разных языках и даже принадлежащих к разным церквям. Например, 32,4 % — немцев католики, 32,0 % — лютеране, а еще треть принадлежит другим конфессиям.

Подчеркнем, что речь идет не национальных меньшинствах, а о нациях, которые считаются единой. И в это же время, итальянец юга Италии до сих пор с трудом понимает язык итальянца с Севера. Это все равно, как если бы русский из Москвы не понимал русского из Петербурга.

Теперь о национальных меньшинствах. Не только в России множество национальных меньшинств, что часто позволяет называть ее империей. Как правило, за констатацией «Россия – империя», начинаются разговоры об ущемлении прав других народов.

В действительности, почти в каждом европейском государстве множество национальных меньшинств. Все эти страны – миниимперии. Вспомним о этносах, о которых мы писали: фризы, бретонцы, валлийцы, шотландцы, каталонцы, корсиканцы, эльзасцы, фарерцы, галисийцы, баски. Этносы есть, а государств у них нет. А ведь многие из них это многомиллионные этносы. Помимо этого, на территории каждой страны проживают этнические группы соседних стран, а также множество малочисленных этносов, о которых мы даже не упоминаем в нашей работе в силу их многочисленности.

Например, казалось бы, в мононациональной Германии только к признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский и лужицкие языки. Еще больше таких меньшинств во Франции, а Италия – вообще конгломерат десятков различных меньшинств. Таким образом, основные страны Запада – это многонациональные государства.

Однако нельзя сказать, что Запад – это абсолютно чуждые друг другу этносы. Конечно, нет. Просто необходимо знать, что государственные границы в Европе довольно произвольны и каждая страна является этнически проблемной пороховой бочкой, а не взрывается она лишь потому, что западноевропейцы привыкли подносить фитиль к подобным проблемным «бочкам», расположенным в других частях света. А что произойдет, если поднести фитиль к «бочкам» европейским?


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас на сайте 85 гостей и нет пользователей

nationaldoctrine

nationaldoctrine

Интересные статьи

Ступень № 1 «Формирование»

Каков первый этап в жизни человека? Оформление как субъекта. Происходит зачатие, вынашивается плод, появляется живой организм – человек. Собственно, любой организм чтобы существовать должен родиться. Это положение относится и к социальному организму. Первой этносоциальное общностью стало племя, основным атрибутом которого было наличие кровнородственных связей. В ходе развития племя выросло в народность, кровнородственные связи были заменены территориальными, т.е. новая этносоциальная общность состояла не обязательно из родственников. Следующим этапом развития этносоциального образования стала нация, а ее главным атрибутом наличие государства. Это точка отсчета развития человеческой цивилизации.

Первой элитарной цивилизацией стали цивилизации Древнего Востока, прежде всего, цивилизация Шумера.

Колыбель человеческой цивилизации расположена в Двуречье - территория современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат. Более чем 5000 лет до н.э. в Двуречье зарождается – эль-обейдская культура. Поскольку от времени зарождения этой культуры нас отделяет более 7000 лет, многие вопросы, связанные с данной культурой, до конца не выяснены. Большинство историков считают, что уже в период эль-обейдской культуры население Двуречья было шумерским.

Однако вне зависимости от споров историков об этнической составляющей эль-обейдской культуры, абсолютное большинство из них уверены, что не культура, а именно первая цивилизация на земле – была цивилизация шумер.

Около 5000 лет до н.э. возникает первый в истории человечества город - Эриду[1]. Шумеры считали этот легендарный город колыбелью своей государственности. Позднее около 4000-3800 лет до н.э. Эриду становится городом государством. Впервые в истории человечества общество приняло форму государства уже в V тыс. до н. э. А к 3500 до н.э. шумеры построили множество городов и таким образом создали зрелую цивилизацию урбанистического типа.

Шумеры – легендарный народ, которого с полным правом можно называть основателем человеческой цивилизации. Миссия шумеров заключалась не только в создании первого в истории человечества государства, но первой письменности – клинописи[2] около 2700 лет до н.э. Трудно даже сказать, что важнее для последующего развития человечества создание государства или изобретение письменности, хотя письменность вряд ли могла появится без государства.

«Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент человеческой цивилизации. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности»[3].

Шумерский язык оставался в Двуречье языком науки и религии до II-I вв. до н. э. Шумеры накопили большие познания в области строительства и земледелия, первые усыпальницы в виде пирамид также появились впервые у шумеров. У шумеров возникают первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке», первые элегии, медицинские книги, первый в мире библиотечный каталог, календарь, колесо, гончарный круг, обожжённый кирпич, ирригационная система, рецептурный справочник и даже пивоварение.

Историческое значение шумеров до сих пор до конца по достоинству не оценено историками. Например, школьные учебники по истории древнего мира начинаются с истории Древнего Египта, что неверно. Египетские государства сложились лишь около 3500 тыс. до н.э. В националистических изданиях можно встретить такое объяснение: «Евреи историки сознательно фальсифицируют историю, выдвигая на первый план семитов египтян, а не индоевропейцев – шумеров». Мы не будем анализировать эту версию, скорее все гораздо прозаичнее. Египетская цивилизация известнее историкам, в какой-то мере, она сохранилась до сих пор, взять хотя бы те же пирамиды. А вот шумерские города стали известны историкам совсем недавно, например, город Эриду раскопан немногим более 50 лет тому назад (1946-1949 гг.). Сказывается обычная косность мышления, ведь историки тоже люди. А верить античным историкам, пока их исторические опусы не были подтверждены документально, современные историки не решались.

Главным достижением первой элитарной цивилизации – шумерской цивилизации стало построение первых государств – одного из основных признаков цивилизованности.

Примеру шумеров последовали народы Древнего Востока. Около 3500 г. до н.э. возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу около 3000 г. до н. э. Позднее в Двуречье формируются цивилизации Вавилона, Ассирии и др.

Особо стоит остановиться на широко распространенном предубеждении об якобы древнейших цивилизациях Индии и Китая, превосходящей по древности культуру шумеров и поэтому являющихся самыми древними культурами. Психологический механизм данного мифа приводится в действие заблуждением, в соответствии с которым далекое и неизвестное - более древнее.

Сначала об Индии. Около 2500 лет до н.э., т.е. на несколько тысячелетий позднее возникновения шумерских государств, в долине реки Инд возникает Хараппская цивилизация. В это время в Древнем Египте строили пирамиду Хеопса.

Китай. Около 1500 лет до н.э. в Древнем Китае сформировалось государство, известное под названием Инь. Оно занимало территорию в среднем течении реки Хуанхэ.

Сегодня индийские и китайские националисты пытаются искусственно удлинить свою историю примерно на 1000 лет. Но даже с таким удлинением ни индийская, ни китайская цивилизация древнейшими не являются.

Объективности ради, стоит отметить, что, хотя и индийские и китайские цивилизации возникли тогда, когда на земле уже довольно длительное время существовали другие цивилизации, они возникли не под влиянием и без влияния последних.

Однако, занимая лишь ограниченную часть земного шара, шумерская и последующие ближневосточные цивилизации тем не менее являлись системой мировой. Их мировое значение проявилось в том, что их существование и эволюция подготовила и сделала в дальнейшим возможным подъем человечества на следующую ступень исторического развития. Об Индии и Китае этого сказать нельзя. Они могли быть, могли не быть, но вплоть до нового времени это не могло сколько-нибудь существенно сказаться на мировой истории.

 


[1] Его именуют также Эридуг, Урудуг, Эреду. Некоторые ученые считают самым древним городом нашей планеты другой шумерский город - Ур, время расцвета которого относят к 3800-3700 г. до н.э.

[2] Материалом для письма служили таблички из сырой глины, на которые с помощью остроконечной палочки наносили характерные клинообразные знаки. Отсюда происходит название этой системы письма.

[3] Месопотамия, древняя цивилизация [Энциклопедия Кругосвет].

§ 1. Этногенез

Уроки истории заключаются в том,

что люди ничего не извлекают из уроков истории

О. Хаксли

Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что срывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности этносоставляющей характеристики любой цивилизации, Запад здесь не исключение, поэтому мы начнем анализ западной цивилизации с краткого обзора этногенеза Запада.

Определение понятия «общество»

Определение понятия «общество» - субъекта исторического процесса. Слова «общество» как в быту, так и в науке используется для обозначения тех или иных общественных и прочих организаций: «Философское общество», «Общество охраны памятников истории и культуры», «Общество взаимного кредита», общества любителей кошек, собак, акционерные общества и т. п.

Какая же форма общества является субъектом исторического процесса? В конце концов, футбольная команда тоже общество, но она не является субъектом исторического процесса.

Для того чтобы влиять на процесс, в том числе и исторический, необходимо быть включенным в него. Например, нельзя выиграть турнир по футболу, не приехав на него.

Для того, чтобы быть реальным субъектом исторического процесса необходимо также быть равным другим субъектам этого процесса. Аналогично, вряд ли можно составить конкуренцию другим футбольным командам, если ваша команда состоит из одного, двух игроков.

Значит, чтобы противостоять другим обществам, необходимо объединение. Чем больше объединяющееся общество, тем оно будет сильнее. Но где естественные границы такого объединения? Почему существуют множество государств? Почему Россия не объединится в единое государство с Китаем, в целях повышения эффективности своего противостояния с США?

Россия не объединяется с Китаем, потому что русские и китайцы – разные нации. У этих народов разные ценностные ориентации, а значит разные подходы к обустройству своего бытия. Не выполнено главное необходимое условие для образования общества – единство социального аксиотипа. Поэтому добровольно единое общество создать русские и китайцы не могут. Общество у этих двух народов может возникнуть только в случае подчинения одного народа другим.

История развития человеческого общества – это история развития этнических обществ. Первое государство возникало ни у абстрактного общества, первое государство возникло у народа шумер. Общество как субъект исторического процесса всегда этноспецифично, всегда есть воплощение духа конкретного народа. Таким образом, субъектом исторического процесса всегда выступает этносоциальное образование.

Если к этому добавить, что общество как субъект исторического процесса – это исторически сложившийся социум, т.е. устойчивость общества должна пройти проверку временем, то можно дать окончательное определение понятие общества – субъекта исторического процесса.

Определение понятия «общество». Общество — исторически сложившиеся совокупность людей, сплоченных наличием социальной дифференциации и единством социального аксиотипа, возникающего, как правило, вследствие общего этнического происхождения членов общества.

Как и люди, все общества разные, каждому обществу присущи свои таланты, слабости и недостатки. Но как у человека, так и у общества существует центральная задача — максимально раскрыть свой творческий потенциал, раскрыть себя на все сто. Когда мы говорим о реализации этой задачи применимо к отдельной личности, то мы говорим об самоактуализации, а когда применительно к обществу, то о миссии.

Миссия общества – предназначение, призвание, цель и смысл существования общества, отличие общества от остальных обществ. Миссия общества – это не обязательно миссия общества, понимаемого в предельно широком смысле, может существовать миссия философского общества, миссия какой-либо организации.

Мы разобрали вопрос о природе общественной связи, выяснили какое общество может стать субъектом исторического процесса. Теперь последний штрих, разберем структуру общества.

the-soviet-union

nacionalnajadoktrina.jpg